четверг, 6 августа 2015 г.

Планирование работы по музыкальному воспитанию



Доклад для музыкальных руководителей на методическом объединении

"Планирование работы  по музыкальному воспитанию"

 

Автор: Шепетя Светлана Константиновна, музыкальный руководитель МДОУ центр развития ребенка – д/с №46


Задачи музыкального воспитания детей требуют тщательного планирования и учета всей работы, чтобы установить связь между видами музыкальной деятельности и формами ее организации, обеспечить последовательность и успешность развития каждого ребенка.
"Программа воспитания и обучения в детском саду" включает объем практических умений и знаний, учебный материал, распределенный по кварталам.
Содержание музыкального воспитания имеет некоторые особенности на каждом отрезке времени года.


Первый квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) начинает учебный год. Комплектуются возрастные группы, в детские сады поступают новые дети, ребята переходят из одной группы в другую, их степень подготовленности различна. В связи с этим ставятся определенные задачи.
Прежде всего, необходимо организовать детский коллектив, обращая особое внимание на культуру поведения, собранность, сосредоточенность ребят на музыкальных занятиях, чтобы достичь успешного выполнения учебных заданий.
Педагог наблюдает за уровнем музыкального развития каждого ребенка, намечает путь его дальнейшего развития. Проверка проводится на занятиях и в свободное от занятий время.
Затем в каждой возрастной группе определяются задачи воспитания во всех видах музыкальной деятельности — пении, движении, слушании музыки. В обучении пению особое внимание обращается на развитие слуховой сосредоточенности (прислушиваться к мелодии песни, подравниваться к голосу правильно поющих). В ритмике ставятся задачи освоения несложных плясовых элементов, различных построений и перестроений, особенно в старших группах.
В соответствии с выдвинутыми задачами отбираются музыкальные произведения с учетом особенностей детей данной возрастной группы.

Второй квартал (декабрь, январь, февраль) характеризуется тем, что работа в группах уже налажена, педагог знает детский коллектив возможности каждого ребенка.
В процессе занятий совершенствуются детские умения, развиваются музыкальные способности.
Учитывая интересы и особенности музыкального развития каждого дошкольника, педагог во время занятий помогает тем, кто затрудняется в пении, движении, подготавливает отдельные (индивидуальные, небольшие группы) выступления к новогоднему празднику, 23 Февраля.
Песенный, музыкально-двигательный репертуар богат тематикой зимних развлечений, веселых елочных инсценировок.
Составляя перспективный план, музыкальный руководитель проявляет свою творческую активность, учитывая конкретные условия детского сада, тот или иной период планирования, применяет разнообразные формы записи.

Третий квартал (март, апрель, май) завершает учебный год. В общественной жизни детского сада отмечаются значительные события: Международный женский день, 1 Мая, Праздник Победы.
В процессе занятий проверяются и закрепляются результаты обучения, так как программные требования освоены, репертуар выучен.
Дети приобрели музыкальный опыт в пределах возрастных возможностей, они способны к большой самостоятельности, творческой активности, применению своих знаний в самостоятельной деятельности.
Уровень музыкального развития проверяется в двух направлениях: у всей группы детей одновременно и у каждого ребенка в отдельности.
В конце квартала можно планировать такие занятия, на которых ребята повторяют выученные в течение года произведения (песни, игры, пляски, хороводы), узнают, каких результатов они достигли.
Эти занятия создают определенный запас музыкального репертуара, с которым дети придут в школу.

Четвертый квартал (июнь, июль, август) — оздоровительный период. Преимущественно повторяется и углубляется пройденный материал. Занятия главным образом проводятся на свежем воздухе в сопровождении синтезатора, баяна (аккордеона). Чаще используется грамзапись. Количество занятий сокращается, меняется их характер: больше включается хороводов, упражнений с предметами (обручи, палки, флажки). Исполнение песен без сопровождения занимает значительное место.

Виды планирования
Существуют два вида плана: перспективный, рассчитанный на 1—2 месяца, и календарный (ежедневный), рассчитанный на 1—2 недели.

Музыкальное воспитание и развитие имеет разнообразные формы: занятия, развлечения, праздники, самостоятельная деятельность, использование музыки в повседневной жизни. Соответственно музыкальная деятельность детей приобретает характер учебный, творчески самостоятельный, празднично-развлекательный. Вот почему в планировании необходимо предусмотреть эти своеобразные направления. Некоторые формы музыкального воспитания (занятия) планируются систематически, другие (самостоятельная деятельность) носят эпизодический характер.

Перспективный план продумывается и составляется музыкальным руководителем с учетом воспитательных задач. Педагогам возрастных групп необходимо знать содержание плана.
На основе перспективного составляется календарный (повседневный) план. В этом плане намечается и учитывается работа по музыкальному воспитанию в течение дня: определяется содержание музыкального занятия, фиксируются игры в утреннее, дневное, вечернее время, предусматривается возможность включения музыки, песен, танцев в различные моменты жизни ребенка. Календарный план составляет музыкальный руководитель.

В планировании необходимо учитывать разные виды, построения занятий, развлечений, праздников и т. д. Так, например, занятия можно проводить в различных вариантах. Наиболее употребительно традиционное построение - чередование всех видов музыкальной деятельности.
Существует вариант тематического занятия. В его основу кладется определенная задача музыкального воспитания, например "народная музыка", "лирический и героический жанры в музыке", "сказка в музыке", "природа в музыке" и т. д. В этом случае все виды музыкальной деятельности подчинены этой задаче. Вот почему такое занятие можно назвать тематическим. Оно планируется музыкальным руководителем по мере необходимости.

Особый интерес вызывает новая форма занятий, вошедшая в практику. Суть таких занятий состоит в том, что в них одновременно решаются две задачи: одна — художественная, другая — общевоспитательная. Но реализуются они в разных видах деятельности детей: художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованной. Эти виды художественной деятельности взаимосвязаны общим замыслом — воплощением в красках, поэтических и музыкальных звуках одного художественного образа. Он выступает перед детьми своими разнообразными гранями, что обеспечивает проникновение в образ.
Такие занятия направлены на то, чтобы побудить детей к творческим поискам, вызвать чувство радости, обогатить их разнообразными впечатлениями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий