четверг, 6 августа 2015 г.

Музыкальные занятия.Формы организации



Музыкальные  занятия  в  дошкольных   образовательных   учреждениях –
основная  форма  организации  музыкальной  деятельности  детей.

         Музыкальные  занятия  в  зависимости от  числа  участвующих  в  них  детей  принято  делить на  три  основных  вида,  обеспечивающих  оптимальное  развитие  каждого  дошкольника:
- индивидуальные  музыкальные занятия;
- музыкальные  занятия  по  подгруппам;
- фронтальные  музыкальные  занятия.

Индивидуальные  музыкальные  занятия   проводятся  с  каждым  ребёнком  отдельно. В  связи  с  неодинаковой  скоростью  развития  музыкальных способностей  детей, а  также в  связи  со  спецификой  обучения  некоторым  видам  музыкальной деятельности  этот  вид  занятия   может  применяться   с детьми  разных  возрастных  групп.  Здесь   могут  совершенствоваться  навыки  более  одарённых   детей,  их  исполнительское   мастерство,  осуществляться  подготовка  сюрпризных  моментов,  или  же  разучиваться  песни,  пляски,  игровые  роли  с  застенчивыми,  малоактивными  или  теми  детьми, которые  по  какой-либо  причине  долгое  время  не  посещали  детский  сад. (2 раза  в  неделю  по  5-10 минут)
Музыкальные  занятия  по  подгруппам,  как  правило  проводятся  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста. (2 раза  в неделю по 10-20 минут)
Занятия  по  подгруппам  позволяют  объединить детей,  проявляющих  склонность  к  отдельным  видам  музыкальной деятельности,  а  также  целенаправленно  развивать детей  с одинаковым  уровнем  музыкальных  способностей. Занятия  по  подгруппам облегчают  дальнейшее  совершенствование  умений  и  развитие  способностей  детей  в  присутствии   всей  группы.
         Фронтальные  музыкальные  занятия  проводятся  со  всеми  детьми  группы. Этот  вид  занятий  становится  основным  для детей  среднего  и  старшего дошкольного  возраста.

По  содержанию  все  виды  музыкальных  занятий  можно  разделить  на  типовые (или  традиционные),  доминантные,  тематические. Фронтальные  занятия  могут  быть  также  комплексными.

Традиционные  занятия, на  которых  решаются  задачи  всех  видов музыкальной  деятельности. Внутри  своего типа  эти  занятия  гибкие  по  структуре. Следует    учитывать:
- возрастные  особенности  детей;
- ведущие (основные)   задачи;
- физическую,  умственную, эмоциональную  нагрузки;
-  условия  проведения  занятий  и  характер  предшествующей  и  последующей  деятельности.


Поэтому  чередование  видов  музыкальной  деятельности  на  традиционных  занятиях  самое  различное. Например,  они  могут  проводиться  в  такой  последовательности:
1)    Упражнения  на  развитие  музыкально-ритмических  навыков, навыков выразительного  движения;
2)    Слушание  музыки;
3)    Упражнения  на  развитие музыкального  слуха  и  голоса, разучивание  песни,  закрепление (повтор) знакомой  песни, задание на  песенное  творчество;
4)    Разучивание  танца  или  музыкальная  игра (иногда  и  то  и  другое), творческие  задания (танцевальные  импровизации, музыкально-игровые).
Но  эта  последовательность  может быть  изменена  и  иметь  варианты:
-  2,1,3,4;
-  1, 4,2, 3;
-  3, 4, 2, 1.

Доминантные  занятия -  те, на  которых  доминирует  один из  видов  музыкальной  деятельности. Использование таких  занятий  способствует  коррекции  отставаний  детей  в  тех или  иных  видах  музыкальной  деятельности.  Основой  для  доминантных  занятий  может  служить  любой  вид  деятельности  во  всех  возрастных  группах.  Этот  тип  занятий  проводится  примерно  раз в  месяц.

Тематические  занятия -   темы  которых  посвящены явлениям  общественной  жизни,  природе,  творчеству  композиторов,  литературному  герою  и т.п.
Тема  проходит  через  все  виды  музыкальной  деятельности. Характер  музыки,  её  содержание  помогают детям  осознать  тему,  активно  сопереживать  тому  или  иному  событию,  явлению. Выбор  тем  подсказывает  текущие  события. Например,  время  года (  «Осенины»,  «Зимушка-Зима», « Прилёт  птиц»), «Знакомство с  творчеством 
С. Прокофьева»,  « С песней  и  труд  спорится»,  « Как  у  наших  у  ворот  развесёлый хоровод»  и т.д.

Музыкально- тематические  занятия,  темы  которых  посвящены  особенности  музыкальной  речи,  музыкального  языка ( «Громко- тихо»,  « Высоко-  низко»,  « Что  такое  марш?»,  « О чём  рассказывает  музыка?»,  « Слушаем, танцуем  поём  вальс»  и  т.п.)



Комплексные  занятия,  на  которых  решаются задачи  с  помощью  различных  видов  искусства  и  видов  художественной  деятельности :
художественно- речевой, музыкальной,  изобразительной, театрально- игровой, художественно- продуктивной – ручной  труд,  конструирование.  Конкретная  тема -  единый  художественный образ  этих  занятий  объединяет  все  виды  художественной  деятельности,  что  позволяет  детям  выделить  особенности   средств  выразительности,  понять,  что   один  и  тот  же  художественный  образ  реализуется  различными  видами  искусства.
Темы  комплексных  занятий  разнообразны:   это  и наблюдения  за изменениями  в  природе («Осень -  перемен  восемь»,  «Весну  закликаем», «Составим  книгу  о зиме»), углублённое  знакомство   с  творчеством  композитора  или  поэта ( «Сказка  в  музыке  П.Чайковского,  «Болдинская  осень»  и  т.п.)
Комплексные  занятия  увлекают  детей,  активизируют  их  деятельность,  создают  благоприятное  эмоциональное   поле  и  способствуют  развитию  самостоятельности,  творческого  мышления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий