четверг, 6 августа 2015 г.

Идеи музыкальных занятий




Начинать музыкальное образование советуют как можно раньше. Всё правильно, только смотря что понимать под  «музыкальным образованием». Обучение игре на музыкальных инструментах слишком рано не начнешь, а вот формировать музыкальный вкус  вполне можно и нужно.  В этой статье я поделюсь некоторыми идеями проведения музыкального занятия в детском саду или урока музыки в начальной школе.  Зачастую к нам  в
детский дом попадают дети, которые абсолютно не имеют никакой музыкальной базы – с ними не только не занимались, но и  элементарно не давали слушать музыку.  Вот и начинаю я со слушания и музыкальных игр. Вот собственно о музыкальных играх и пойдет речь.

Первое чему надо научить ребенка, это определять характер музыки. Это не сложно. На подсознательном уровне любой ребенок поймет, что это грустно, а то весело, это медленно, а то быстро. Проблема не в понятии, а в чрезвычайно бедном словарном запасе. И малыш элементарно не может найти нужные слова, чтобы охарактеризовать то или иное музыкальное произведение.  Вот и помогаю им расширять лексикон и выискивать нужные эпитеты, начиная от примитивных «грустная - веселая», заканчивая более глубокими и развернутыми «нежная – шаловливая».  При прослушивании очень полезно, чтобы дети жестикулировали и «рисовали» мелодическую линию. Разумеется, это не мое изобретение, этим занимаются все музыкальные руководители в детских садах.
А вот дальше я предложу некоторые музыкальные игры, которые можно проводить с детьми начиная лет с 4-5 и старше.
  Какую линию выбрать?
Переносим мысленное рисование в воздухе на бумагу.  Под звучание музыкального произведения дети должны были начертить на листе бумаги разные линии. Если ребенок подготовленный, то он сам сообразит, что плавные, волнообразные – под медленную и спокойную; прямые и изогнутые – под решительную; прерывные – под легкую и отрывистую музыку. («Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский, «Лебедь» К.Сен-Санс, «Итальянская полька» С.Рахманинов).
Музыка для игрушки
 Перед детьми были разложены имеющиеся у него игрушки:  черепаха, слон, кошка, кукла, лев. Звучат произведения (К.Сен-Санса «Черепаха», «Слон», «Лев»; П.И.Чайковский «Новая Кукла»). Ориентируясь на характер звучания (нежный, ласковый и т.д.) и темп (медленный, быстрый, стремительный),  дети подбирают игрушку. Сделав выбор, ребенок объясняет, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.
Музыкальный зоопарк
Очень хорошая игра, которую я проводила в начальных классах. С малышами не пробовала, но думаю, дети справятся и с такой задачей.  Она перекликается с предыдущей игрой. Итак, пишу на доске названия пьес из сюиты Сен-Санса «Карнавал животных». (Картинки приветствуются)  Выбираю самые колоритные. Допустим, «Королевский марш льва», «Кукушка», «Лебедь», «Слон», «Аквариум». А детям говорю, что порядок звучания будет не такой как написано на доске. Их задача – определить по характеру музыки, какая же будет звучать пьеса. Из опыта знаю, что часто путают лебедя с аквариумом, а черепаху со слоном. Но тем интереснее.

Чей это марш?
 Детям было предложено прослушать три различных марша («Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского, «Футбольный марш», «Военный марш»).  Перед прослушиванием им  раздали по три различных карточки, на которых были изображены марширующие солдаты, дети и игрушки. После каждого прослушивания дети поднимали карточки в соответствии с характером звучащего марша.
Продолжая и развивая идею про «угадай марш», можно добавить другие картинки:  танцы – вальс и полька, явления природы – дождь, солнце,  ветер, водопад. Дети очень чувствуют изобразительные моменты в музыке и перемену настроения.
Вот примерно так я и работала с детьми в общеобразовательной школе. Сейчас у меня несколько другие задачи, но за основу очень полезно брать подобные сценарии музыкальных занятий. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий