четверг, 6 августа 2015 г.

ЕСЛИ ДИСЦИПЛИНА – ПРОБЛЕМА...




 Светлана Кривцова, научный руководитель Центра социально-психологической адаптации детей и подростков «Генезис», Москва
Екатерина Мухаматуллина, психолог-тренер, руководитель Центра
методики воспитания и социализации Московского института
повышения квалификации работников образования

Проблема дисциплины стоит перед учителем всюду — в школе и в детских садах, в первом классе и в одиннадцатом. Она актуальна и для молодых, и для опытных учителей. Уже после первых дней педагог осознаёт: у ребят есть сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяс­нение материала.
Именно исподтишка! Например, мычанием: как узнать, кто мычит, если равномерный гул начинается сразу, стоит нам открыть рот, и уп­рямо продолжается, пока мы его, то есть рот, не закрываем? Мы в растерянности, но эта растерян­ность сопровождается звенящей ти­шиной и устремлёнными на нас по­слушно-издевающимися глазами.

Или так: стоит повернуться к дос­ке, — из-за спины раздаётся гуде­ние, сопение, шёпот, и всё это увенчивается каким-то подобием ху­дожественного свиста. Педагоги-ма­стера знают: показывать классу спину нельзя, ибо это пролог к раз­рыву всех отношений. Но где их, мастеров, взять?
Вчерашняя выпускница вуза, нале­тая на всё по пути, добежала на пе­ремене до учительской: «Не пойду я к ним больше! Я им что, девочка?!» Оказалось, у неё на столе ретивые семиклассники разложили всю атрибу­тику детской песочницы, не забыв по­садить резиновую куклу на учительский стул. Она вошла в класс и увидела на доске: «Превед, Леночка!» (А та поче­му-то решила, что называться Еленой Викторовной — это педагогический крест.) Вот теперь и «не девочка».
А что прикажете делать, если испыты­вать учителя «на слабо» — любимое дело каждого класса и каждого ученика, у которого усы — только в проекте?
Существуют три способа реагировать на «неподходящее» поведение воспи­танников.
1.        Невмешательство. Учителя в луч­шем случае разъясняют, что случилось, когда всё уже случилось, рассчитывая, что дети сами постепенно научатся уп­равлять своим поведением.
2.        Контроль. Учителя очень похожи на начальников: они требуют, команду­ют, направляют. Основные методы воз­действия — угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я...» (далее называ­ется наказание, демонстрирующее хоро­шее знание «слабых мест» каждого).
3.        Взаимодействие. Учителя берут на себя роль ненавязчивого лидера, каждый раз ставящего ребёнка перед необходимостью осознанного выбора и ответственности. Они включают самих ребят в процесс установления правил. Программа дисциплины строится на повы­шении самоуважения учеников с помощью стратегии поддержки.
Когда мы говорим, что конкретное поведе­ние — это один из выборов человека, мы тем самым получаем силу, чтобы начать вли­ять на решение наших учеников вести себя гораздо эффективнее. Большинство ваших учеников прекрасно знают, как они себя ве­дут и какой эффект имеет такое поведение.
Учитель — всего лишь человек, и имеет право быть агрессивным. Имеет право, но... только в своём воображении. Кроме того, наш гнев — то, чего добивается ученик, жаждущий власти. Ребята всегда готовы иг­рать, когда делают что-то неподходящим об­разом. Они быстро вызывают у нас реакцию гнева, ведь ради него игра и затевается.
Ученики, наши дети, выбирают разные модели поведения, чтобы чувствовать свою значительность и важность в разных группах: в семье и в классе, в драматической студии и в спортивной секции. Когда нам, педаго­гам, воспитателям и родителям, удаётся рас­познать за их «плохим поведением» важней­шую для них потребность «быть включён­ным» в социально значимые процессы и группы, мы начинаем искать пути помощи в выборе более подходящих видов поведения.

Поведение учеников: законы

Где бы вы ни работали — в детском саду, в школе или высшей школе, — сталкиваясь с «плохим поведением» воспитанников, вы спрашивали себя: как поскорее прекратить то, что мешает занятиям? Как уберечь хо­роших учеников от влияния дурных и убе­дить их продолжать хорошо себя вести? Как сделать, чтобы пассивные ученики от­вечали на уроках? Чтобы получить ответ, познакомимся с тремя основными законами, которым подчинено поведение ребят.

I закон. Ученики выбирают
определённое поведение
в определённых обстоятельствах

   Вера Сёмушкина опаздывает на все уроки английского и не торопится подни­мать руку при опросе. Почему?
   Света Петрова очень любит, когда её хвалят учителя, и сделает ради похвалы любую работу. Почему?
  Дина Смольникова всегда с готовнос­тью остаётся после уроков для любой внеклассной работы. Почему только она?
   Коля Харитонов тихо бормочет руга­тельства на геометрии, но с удовольстви­ем слушает объяснение учителя на уроке истории. Почему?
Ответ прост: потому что они выбрали в тот момент именно такое поведение.
Психологи объясняют «плохое поведе­ние» детскими впечатлениями, бессозна­тельными мотивами, наследственностью, окружающей средой и воспитанием. Та­кие объяснения, какими бы справедливы­ми они ни были, не помогут установить в классе нормальную дисциплину. Так, учительница Веры Сёмушкиной ничего не может сделать, чтобы изменить детские впечатления Веры, а учительница геомет­рии Коли Харитонова не может изме­нить его условий жизни. Энтузиазм Све­ты Петровой объясняется тем, что за каждую похвалу или отличную оценку она дома получает денежное вознаграж­дение, и её учительница не в состоянии изменить такой способ мотивации, приду­манный Светиными родителями. Дина с такой готовностью остаётся после уро­ков, потому что ей не хочется идти до­мой, где царит напряжённая атмосфера, и её учительница не изменит обстановку в семье Дины.
Учителям не дано возвращать в прошлое своих учеников, так же как изменять их жизнь вне школы. Но, когда мы понима­ем, что конкретное поведение — это вы­бор человека, мы тем самым приобретаем силу, чтобы начать влиять на решение наших учеников сделать этот выбор. Право выбора должно быть признано учителем за каждым. Нельзя без ущерба для личности ре­бёнка лишать его этого права, ставя в безвы­ходную ситуацию. Выбор существует и у нас: мы можем действовать привычными методами «манипулирования», не оставляя ученику ино­го решения, а можем захотеть что-то изме­нить в собственном поведении (а это требует смелости), научиться взаимодействовать с учениками, чтобы они захотели выбирать адекватное реагирование.

II закон. Любое поведение подчинено
общей цели чувствовать себя
принадлежащим к школьной жизни

Другими словами, — чувствовать свою важ­ность и значимость. Эта потребность естествен­на для любого, поскольку люди — социальные существа. Ежедневно в течение 9 или И лет половину дня ребята проводят в школе, поэто­му можно считать нормальным желание каждо­го занять своё место в этой общности. Такое желание воплощается в трёх частных целях.
1.        Ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятель­ность).
2.        Строить и поддерживать приемлемые от­ношения с учителем и одноклассниками (ком­муникативная состоятельность).
3.        Вносить свой вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в коллективной деятельности).
Ученики пытаются достигнуть этих целей все­ми возможными способами. Если им неизвест­ны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что мы называем «нарушением дисциплины», или «плохим поведением».

III закон. Нарушая дисциплину, ученик
осознаёт, что ведёт себя неправильно,
но может не осознавать, что за этим
нарушением стоит. А это одна из четырёх
целей: привлечь внимание, достичь власти,
отомстить, избежать неудачи

Привлечение внимания. Некоторые выби­рают «плохое поведение», чтобы привлечь особое внимание учителя. Они всё время хотят быть в центре внимания, не давая вес­ти урок, а остальным — понимать учителя.
Власть.  Некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются уста­новить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонст­рируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный в классе порядок.
Месть. Для некоторых главной целью их излишней активности становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят, а иногда и всему классу.
Избегание неудачи. Некоторые так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не могут выпол­нить требования учителей, родителей, свои собственные чрезмерно завышен­ные требования. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, нахо­дятся в изоляции, неприступные и «непробиваемые» ни для каких методических ухищрений педагога.
Эти четыре мотива выделил в 1930-е годы американский педагог Рудольф Дрейкур. Он писал: «Когда меня спра­шивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины? Почему их не пять и не сто? — Я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и на­шёл только четыре мотива их плохого поведения. В 90 /о случаев присутству­ет один из этих четырёх мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее — пожалуйста».
Каковы бы ни были цели дурных по­ступков учащихся, мы должны взаи­модействовать с ними. А если мы на­учимся определять цель нарушения дисциплины, то сможем правильно строить общение, заменить неконст­руктивный способ на разумный и эф­фективный. И так не один раз, а всё время.

Стратегии педагогов: правила

Всё, о чём мы будем сейчас говорить, каса­ется личности самого учителя — изменения его установок и реакций для достижения желаемых отношений с учениками. Без это­го не обойтись, ведь никакие слова и дейст­вия, как бы тщательно ни были они подго­товлены, не приведут к успеху, если учитель лукавит в своих установках и чувствах.

Правило 1. Акцентировать внимание
на поступках (поведении),
а не на личности

Начинать свою работу следует с характери­стики поведения без его оценки. Объясняя ребенку, почему его поступки так огорчают вас, избегайте оценочных слов вроде «пло­хо», «неправильно», «глупо», «по-хамски». Субъективные слова только вызывают раз­дражение, «заводят» нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.
Ведя разговор о проступке, будем ограничи­ваться обсуждением того, что случилось. Об­суждая с учеником его поведение или выби­рая способ вмешаться, важно говорить только о том, что происходит прямо здесь, и в дан­ный момент. Выход за рамки «здесь и сей­час» и ученика, и вас наводит на мысль, что его поступок — что-то неизбежное и неис­правимое. Своего рода тупик. В самом деле, если Ваня или Таня «всегда» так ведут себя или «всегда будут» это делать, то как можно требовать, чтобы они попытались вести себя по-другому? Девиз «здесь и сейчас» — точ­ка опоры для воспитателя!
Мы должны быть твёрдыми в отношении проступка и в то же время — доброжела­тельными в отношении ученика, чтобы у не­го не возникло желание «отбиться» и не пропало желание общаться. Это правило может быть выражено таким девизом: «То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я всё ещё с симпатией отно­шусь к тебе!» Такая установка декларирует веру в то, что ученики могут вести себя как следует. Ваша вера в них — самый мощный импульс измениться, ибо она по­вышает самоуважение.

Правило 2. Управлять своими эмоциями

Когда ученик демонстрирует плохое по­ведение — властное или мстительное, — наши собственные эмоции очень неприят­ны. Это могут быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, — нормально.
Но контролируйте эмоции! Когда нас душат гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того: мы демонстрируем отрицатель­ные эмоции нашим ученикам тоном, мими­кой, всем своим видом. И этим укрепляем решение вести себя плохо, даём очевидное оправдание. Наш гнев — то, чего добива­ется ученик, жаждущий власти. Если мы демонстрируем свои отрицательные эмо­ции, — мы заставляем такого ученика про­должать своё поведение. Ведь маленький человек, который способен так потрясать взрослого, в самом деле обладает силой!
Когда учитель управляет своими отрица­тельными эмоциями и не выливает на го­ловы учеников потоки «благородного гне­ва», он даёт классу очень много: а) про­сто лишает властолюбца желаемой реак­ции и б) готовит почву для успешного взаимодействия.
Ребята ожидают определённой реакции, которую можно предсказать, забрасывают «крючок», мы ловим его, и игра начина­ется. Они быстро вызывают у нас реак­цию гнева, ведь ради него игра и затева­ется, а итог игры — свидетельство на­шего поражения. Но попробуйте отка­заться от игры. Это непросто. Один из способов — контролировать эмоции.
Часто учителя просто переполнены отри­цательными эмоциями и нуждаются в установлении равновесия, иначе голо­вной боли к концу дня не избежать.
Попробуем всё же без неё обойтись. Можно «разряжаться» в ванной, включив на полную мощность воду, чтобы вас не слышали. Затем представьте, что перед вами сидит ваш юный обидчик, и выговаривайте ему всё, что не сказали в классе. На время забудьте про принцип «не оценивать», про вежливость и т.д. Кричите всё, что хотите, оценивайте, обвиняйте, и как можно громче. В конце кон­цов вы почувствуете себя успокоенным, даже опустошённым.

Правило 3. Не усиливать напряжение ситуации

Никогда не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации — как для ученика, так и для вас. Это очень трудно — научиться не увеличивать, а снижать напряжённость ситуации. Пере­числим типичные ошибки в реагировании на выходки.
Мы ошибаемся, если в ответ на выходку в напряжённой ситуации:
-       повышаем голос;
-       произносим фразу типа «Учитель здесь по­ка ещё я»;
-       оставляем последнее слово за собой;
-       используем позы и жесты, которые «да­вят»: напряжённые позы, сжатые челюсти и сцепленные руки, говорим «сквозь зубы»;
-       используем уничижительные, оскорбитель­ные, унижающие выражения;
-       прибегаем к сарказму;
-       обращаемся к оценке характера;
-       действуем как начальник (с превосходст­вом);
-       используем физическую силу;
-       втягиваем других людей в конфликт;
-       настаиваем на своей правоте;
-       читаем проповеди;
-       ставим учеников в угол;
-       оправдываемся, защищаемся или снисходи­тельно соглашаемся;
-       делаем обобщения вроде «Вы все одина­ковы»;
-       позволяем себе необоснованно изобличать;
-       изображаем негодование;
-       придираемся, добиваясь своего придирками;
-       передразниваем учеников;
-       сравниваем одного ученика с другим;
-       командуем, требуем, давим.
Некоторые из этих реакций могут из­менить ситуацию лишь на короткое время. Но плата за недолгое спокойст­вие оказывается слишком высокой. Отрицательный эффект такого поведе­ния учителя приносит куда больше не­приятностей, чем сама его причина. Зачем же использовать столь рискован­ные методы, когда можно выбрать бо­лее эффективные?
Кстати, часто некоторые награды, кото­рые получают от нас ученики, напоми­нают взятки и поддерживают намерение вновь и вновь демонстрировать непо­слушание, чтобы вновь получить подоб­ное. Если вы скажете Пете: «Не бу­дешь списывать сейчас и сделаешь се­годняшнюю самостоятельную работу на самом деле самостоятельно — я не спрошу тебя завтра на геометрии», — в следующий раз он у вас поинтересу­ется: «Мне списывать или вы не буде­те спрашивать меня завтра на геомет­рии?» Любой из ваших выборов будет неудачным. Если вы выбрали пер­вое, — тем самым разрешаете списы­вать. Если второе, — в следующий раз тот же ученик потребует за честную работу большую плату: например, не спрашивать его ни на геометрии, ни на алгебре.

Правило 4. Обсуждать проступок позже

Поговорить о поведении ученика или его решении нужно обязательно, но только не в момент самой выход­ки. В тот момент, когда вы оба — и учитель, и ученик — возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодейство­вать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не ус­лышит вас. Особенно когда работают «сильные отрицательные эмоции» в случаях властного и мстительного поведения.
Когда же обсуждать случившееся? Возможно, через час, а может быть, через день. Когда каждый успокоится и сможет разумно рассуждать. Когда учи­тель будет в состоянии говорить объектив­но, причём именно о том, что произошло, а не о том, кто виноват, то есть сможет по­казать действия, а не действующего.
Вы спросите, как ученик узнает, что его по­ведение неправильное, если мы не укажем ему на это в момент, когда он плохо себя ведёт?
Вот Саша, семиклассник, матерится на физкультуре. Разве ему не известно, что он «делает что-то нехорошее»? Конечно, известно. Он получит большое удовлетво­рение, просто подарок от вас, если перед классом вы начнёте читать пятьсот двад­цать седьмую лекцию о чистоте русского языка. Лучше всего в этом случае отреаги­ровать немедленно, но совсем не так, как ожидает школьник. А вот серьёзное об­суждение отложить на то время, когда Са­ша не сможет извлечь выгоду.
Ученики будут уверены, что вы не попусти­тельствуете выходкам их одноклассников, если время от времени организуете общие дискуссии о нарушениях поведения. На этих дискуссиях вы можете объяснить им, что является приемлемым, а что нет в опреде­лённых ситуациях. Кроме того, они будут знать, что вы всегда готовы быть на сторо­не порядка.

Правило 5. Позволять ученику «сохранить лицо»

Ученики, особенно властолюбцы, не успо­каиваются, пока не устроят «шоу». Вместе с тем они знают, что учитель сильнее, и имеет свои «козыри», чтобы вынудить их поступить по-другому. В результате та­кие ученики всё-таки сделают то, о чём вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать: «По-своему». В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой:  «Я сделаю это, но по-своему, а не вашим способом». Почему-то именно это больше всего возмущает нетерпеливого раздра­жённого учителя. Согласие подчиниться он воспринимает как демонстрацию сла­бости, но требует полного подчинения себе — и вызывает новую волну кон­фронтации. Мудрый учитель умеет иг­рать в игру «По-своему», потому что он знает: если мы играем в эту игру с учеником, мы позволяем ему «сохра­нить лицо», а вместе с тем получаем то, что нам нужно. Оба игрока тем самым выигрывают.
Вы просите Марину не ходить по клас­су и занять своё место. Она соглашает­ся, но, направляясь к своей парте, бор­мочет что-то невнятно и сердито. Бор­мочет негромко, понять ничего нельзя. В конце концов она же села, то есть вы своего добились. Но многие учителя допускают типичную ошибку — требу­ют полного подчинения, не используя игру «По-своему». Вот как выглядит эта ошибка.
Учитель: Марина, что ты бормочешь? Марина (сухо): Ничего. Учитель: Я же слышу. Повтори, что ты сказала!
Марина (громко, с сарказмом): Я толь­ко высказываю свои мысли вслух. Ду­маю. Вы против того, чтобы ученики ду­мали?
Заметим, что вообще подобная реакция (ворчание) — нормальная для человека. Вспомните свою собственную реакцию: когда вам тоже приходилось подчиняться, делать что-то, не входящее в ваши пла­ны.
Недовольное ворчание — не единствен­ная реакция в игре «По-своему». Учени­ки используют и другие «свои способы»:
-       «тянут» несколько секунд, прежде чем согласиться;
-       строят гримасы, выполняя вашу просьбу;
-       жестами выражают недовольство и неуважение;
-       ещё раз-другой повторяют то, что их про­сят прекратить делать, и только потом пере­стают;
-       перед тем как подчиниться, говорят что-то типа «не буду, не хочу», чтобы последнее слово осталось за ними.
Но они подчинятся после этого! Если им позволить исполнить эту безвредную игру «По-своему», — инцидент будет исчерпан скорее. При этом вы как учитель получите то, что хотели, и не заденете достоинства ученика. Оба — в выигрыше!
Правило 6. Демонстрировать неагрессивное поведение

Конфронтация выбивает из колеи, эмоции выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань — всё это агрессивное общение.
Даже если мы научились контролировать свои эмоции (например, с помощью аутотренин­га), — в момент конфликта они всё же могут захлестнуть нас. Поэтому придерживайтесь правил:
1.     Отложить «на потом» дисциплинар­ные меры.
2.     Применить в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций. А воспитательные монологи отложим на то время, когда будем абсолютно спокойны.
Дети быстро перенимают неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы ведём себя агрессивно, эмоции берут верх над разумом, то и они позволяют себе это.
Конечно, сказанное — лишь отдель­ные законы и правила, позволяющие установить контроль над дисципли­ной. Но именно эти — главные, и важно сделать их органичными нашему общению с ребятами. Тогда дисциплина не будет для них архи­тектурным излишеством, а для нас — проблемой.


Журнал «Народное образование», г.Москва, № 9, 2008 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий